• Главная
  • О сайте
  • Контакты
  • Достижения
  • Отзывы
  • Методическая копилка
    • Скоро в школу
    • Подготовка руки к письму
    • Профилактика речевых нарушений
    • План коррекционной работы
    • Пальчиковая гимнастика
    • Мой ребенок зачислен в логопедический пункт
    • Методы заучивания стихотворений
    • Мать и дитя
    • Медицинская и педагогическая помощь
    • Логопедические игры
    • Как тренировать дикцию?
    • Задания на лето
    • Дыхательная гимнастика
    • Виды неправильного произношения 2
    • Виды неправильного произношения
    • Ваш ребенок левша
    • Артикуляционная гимнастика
  • Словарь
    • Алалия
    • Афазия
    • Баттаризм
    • Брадилалия
    • Дислалия
    • Дизартрия

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

http://logirina.ru/images/15064_html_5f415f23.png 

- это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

http://logirina.ru/images/14.jpg

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.

Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.

Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

 

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом.

Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Организация проведения артикуляционной гимнастики

Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Взрослый показывает выполнение упражнения. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

И самое важное! Нужно один раз научиться отработать эти занятия правильно и чётко. Вначале это не просто, не быстро, зато потом будут  видимые результаты!!! 

ПОМНИТЕ! Артикуляционная гимнастика только подготовит речевой аппарат вашего ребёнка к правильному произношению, но не сможет заменить собой специалиста-логопеда.

 Артикуляционная гимнастика для детей 2-3-4 лет.

 Для маленьких детей занятия артикуляционной гимнастикой —  серьёзная работа, какими бы легкими ни казались эти упражнения для вас. Чтобы ребёнок не отвлекался и не уставал, превратите эту работу в весёлую игру.

 

Комплекс артикуляционной гимнастики для  свистящих звуков [С], [С’], [З], [З’], [Ц].

http://logirina.ru/images/image004.jpg

 

 «Заборчик»— широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних).      Удерживать такое положение 5-7 с. Повторить 4-5 р.

               «Слоник» — вытянуть губы вперед трубочкой (зубы сжаты). Удерживать так 5-7 с. Повторить 4-5 р.

http://logirina.ru/images/image008.jpg

 Чередовать упражнения «Заборчик» и «Слоник». Нижняя челюсть не двигается, двигаются только губы.  Повторять по 5—6 раз.

 

http://logirina.ru/images/k3.png«Чистим зубы» — открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка « чистить зубы »  изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за  зубами. Губы улыбаются все время, нижняя челюсть не двигается. Повторить по 5-6 движений в каждую  сторону.

                «Больной пальчик» — положить широкий плоский кончик языка между губами (т. е. губы слегка                              придерживают кончик языка) и подуть на палец. Воздух должен идти по середине языка через маленькую                щель между языком и верхней губой. Делать глубокий вдох и долгий плавный выдох. Щеки не                                  надуваются. Повторить 4-5 р.

http://logirina.ru/images/imgpreview%208.jpg «Горка» — широко открыть рот, улыбнуться, показать зубы. Кончиком языка упереться в нижние зубы.  Спинка языка поднимается вверх. Язык твердый, не «вываливается» на зубы. Удерживать в таком  положении под счет до 5. Повторить 4-5 р.

 «Ледяная горка» — сделать «горку» и указательным пальчиком ребенка надавить на «горку». Язык должен быть твердым и сопротивляться давлению пальца, не отодвигаться. Удерживать в таком положении под счет до 5. Повторить 4-5 р.

 «Горка закрывается — открывается» — сделать «горку», а потом, не убирая язык от нижних зубов, сжать зубы (губы – в улыбке, зубы видны), затем открыть рот снова (язык все время упирается в нижние зубы). Выполнять под счет.  Повторить 4-5 р.

 Комплекс артикуляционной гимнастики для  шипящих звуков [Ш], [Ж], [Ч], [Щ].

http://logirina.ru/images/image004.jpg

«Заборчик»— широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних).  Удерживать такое положение 5-7 с. Повторить 4-5 р.

 «Слоник» — вытянуть губы вперед трубочкой (зубы сжаты). Удерживать так 5-7 с. Повторить 4-5 р..http://logirina.ru/images/image008.jpg

«Непослушный язычок» — широкий плоский кончик языка пошлепать губами, произнося «пя-пя-пя…».  Повторить 4-5 раза.

 

http://logirina.ru/images/4569_html_14e98475.jpg«Блинчик на тарелочке» — широкий плоский кончик языка положить на нижнюю губу, сказав один раз «пя» («испекли блинчик и положили его остывать на тарелочку»). Язык не должен двигаться. Рот чуть-чуть  приоткрыт. Удерживать такое положение 3-10 с. Повторить 4-5 р.

http://logirina.ru/images/foto_147.jpg  «Вкусное варенье» — широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. При этом  должны быть видны нижние зубы (нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык). Повторить 3-5  раз.

«Индюк» — приоткрыть рот и широким кончиком языка быстро двигать по верхней губе вперед-назад, произнося звук, близкий к «бл-бл-бл…». Тянуть этот звук 5-7 с.  Сделав сначала глубокий вдох.

 "Держи палочку."http://logirina.ru/images/328881.1269169707.jpeg

«Подуй на чёлку!» — высунуть широкий кончик языка, поднять к верхней губе и подуть вверх. Воздух идет по середине языка, щёки не надуваются. Повторить 4-5 раз.

 

http://logirina.ru/images/img_item_3619.jpg «Чашечка» — широко открыть рот, улыбнуться, показать зубы. Высунуть язык изо рта, подняв его передний и боковые края, образуя «чашечку». Удерживать так 5-10 с

 

 Комплекс артикуляционной гимнастики  для звуков [Л], [Л’], [Р], [Р’].

 http://logirina.ru/images/image004.jpg«Заборчик» — широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних).  Удерживать такое положение 5—7 с. Повторить 4-5 р.

 

 «Слоник» — вытянуть губы вперед «трубочкой» (зубы сжаты). Удерживать так 5—7 с. Повторить 4-5 р.   http://logirina.ru/images/image008.jpg Чередовать упражнения «Заборчик» и «Слоник». Зубы не двигаются, двигаются только губы. Повторять по  5—6 раз.

 

http://logirina.ru/images/k3.png «Чистим зубы» — открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка «чистить зубы»  изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за  зубами. Губы улыбаются все время, зубы (нижняя челюсть) не двигаются. Повторить по 5—6 движений в  каждую сторону.

 http://logirina.ru/images/foto_147.jpg «Вкусное варенье» — широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. При этом  должны быть видны нижние зубы (нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык). Повторить 3—5  раз.

http://logirina.ru/images/k4.png «Маляр» — широко открыть рот, улыбнуться, показав зубы. Кончиком языка «красить потолок», двигая  им по твердому небу вперед-назад (до зубов и подальше к горлышку). Язык не должен выскакивать за  зубы, отрываться «от потолка» и двигаться влево-вправо. Зубы (нижняя челюсть) не двигаются. Повторить  по 5—6 движений в каждую сторону.

http://logirina.ru/images/73166164.jpg «Лошадка» — приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы. Цокать языком медленно-быстрее-быстро-  медленно с короткими паузами для отдыха. Широкий кончик языка сначала присасывается к небу, а потом  свободно шлепается вниз. Стараться смотреть на язык и не двигать нижней челюстью.

http://logirina.ru/images/73166164.jpg «Грибок» — приоткрыть рот, показать зубы. Цокнув языком, снова присосать широкий плоский язык к  нёбу и удерживать так 5-10 с (уздечка языка — это «ножка грибка», сам язык — его «шляпка»). Повторить  2-3 раза.

 «Гармошка» — сделать «грибок» и удерживая язык, потягивать его уздечку, широко открывая рот, а затем сжимая зубы. Повторить 6-8 раз.

 

 

Сайт logirina.ru

Логопедический интернет-портал Logirina.ru

Персональный сайт учителя-логопеда Приходько Ирины Викторовны

На сайте Logirina.ru Вы сможете найти необходимую информацию о развитии речи, нарушениях речи ,а также рекомендации и методический материал по коррекции речевых нарушений.

Логопед в Кожухово, Косино-Ухтомском, Некрасовка

 

Последние новости

Скоро в школу

Как правило, родителей будущего первоклассника волнует множество вопросов: сможе

Профилактика речевых нарушений

  В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания

Подготовка руки к письму

По мнению психологов и физиологов, формирование письменных навыков начинается зн

Контакты

www.logirina.ru
город Москва
Святоозерская 34
  • (903) 777 15 36
  • logirina.ru@mail.ru
  • Просмотр на Google Map
 

Группа в VK

VK
Extension Joomla

Top | + | - | reset | RTL | LTR
Copyright © Medicus 2025 All rights reserved. Custom Design by Youjoomla.com
YJSimpleGrid Joomla! Templates Framework official website
Артикуляционная гимнастика