Методы заучивания стихотворений
Методы заучивания стихотворений с дошкольниками
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил
бы ему общаться со взрослыми и сверстниками, успешно обучаться в школе, понимать
литературу, теле- и радиопередачи. Особенно это актуально для детей с речевыми
нарушениями, отличающихся низкими уровнем внимания, трудностями припоминания,
сниженными вербальной памятью и продуктивностью запоминания, слабым развитием
наглядно-образного мышления, что значительно обедняет и сокращает их пассивный и
активный словарь.
Могучим и действенным средством разностороннего воспитания детей служит
художественная литература, оказывающая огромное влияние на развитие и обогащение
речи ребенка. Чтобы речь ребенка к концу дошкольного детства была более
содержательной, достаточно точной и выразительной, следует активно проводить работу
по заучиванию стихотворных текстов с помощью зрительных опор, используя наглядно-
иллюстративный материал.
Стихотворная речь лучше запоминается. Поэтические образы открывают и объясняют
ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений,
расширяет его кругозор, обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает прекрасные
образцы русского литературного языка. В них дети познают лаконичность и точность
слова, улавливают музыкальность, напевность поэтической речи, замечают ее
ритмическую и метрическую организованность, созвучие стихотворных строк.
Заучивание стихов — один из испытанных приемов развития речи, но легко
запоминать стихи могут только дети с хорошей памятью. В это понятие входят объем
запоминаемой информации, быстрота и точность запоминания, а также время хранения
информации. Память дошкольника развивается постепенно. С возрастом увеличивается
роль опосредованной памяти: чем старше становится ребенок, тем большее количество
материала усваивается именно благодаря этому виду памяти. С 5 лет уже можно развивать
опосредованную память, которая представляет собой особую деятельность ума,
специально направленную на запоминание чего-либо и связанную с использованием
особых приемов запоминания.
Для облегчения запоминания предлагаемого материала можно использовать
дополнительные приемы, т.е. дошкольники должны учить стихи с опорой на наглядно-
иллюстративный материал и так называемый ассоциативный метод. Установление
смысловой связи между словом или предложением и картинкой помогает ребенку понять
смысл стихотворения, вспомнить ключевые рифмованные слова, удерживая
последовательность действий и событий. Переводим словесную информацию в образную
форму. Стихи сотканы из образов и метафор, поэтому сделать это не очень трудно. Метод
может применяться одновременно с иллюстративным - или без него. В обоих случаях
важным является следующее. Попросите малыша во время прочтения и повторения
каждой строфы закрывать глаза и представлять себе ее смысл в виде образов, как если бы
он смотрел мультфильм или картинку. Чтобы образы были максимально яркими и
конкретными, используйте какие-нибудь реальные рисунки. По мере увеличения
количества заучиваемых строк образы должны постепенно выстраиваться в
соответствующей сюжету последовательности. Пусть малыш попробует
поэкспериментировать с образами, например, что-то изменить во внешнем виде главного
героя, перевернуть его с ног на голову и т. п. Неизменной, однако, должна оставаться
последовательность образов и их основное содержание. Такое упражнение является очень
интересным, эмоционально насыщенным и, безусловно, крайне полезным, способствует
развитию не только образной памяти, но и репродуктивного воображения. Согласно методу иллюстраций, содержание одной, двух или четырех строк
стихотворения обозначается определенной картинкой, наиболее ярко отражающей это
описание.
Для детей старшей группы каждое стихотворение изображается 4—5 картинками, для
детей подготовительной к школе группы — 7—8. Покажем это на примере стихотворения
Л. Сорокина «Слышит мишка косолапый…».
Текст стихотворения — картинка (зрительная опора)
Слышит мишка косолапый (медвежонок).
Близкой бури грозный свист (дующий ветер).
Он зовет на помощь папу (медведь).
Удержать последний лист (лист на ветке).
Папа шепчет: Это осень… (осень)
А осеннею порой
Расстается лес с листвой.
Так через зрительные опоры — картинки для детей материализуется содержание
стихотворения. Данный подход помогает вспоминать сюжет и не путать в нем порядок
событий, поддерживая опосредованную память, существенно увеличивает эффективность
процесса запоминания, повышает его продуктивность.
На этапе заучивания стихотворения с помощью цельной «ленты» из серии картинок
— зрительных образов отражается его содержание. На последующих этапах работы с
целью усложнения стих—иллюстрацию можно разрезать на отдельные картинки —
фрагменты, позволяющие детям самостоятельно воспроизводить эту последовательность.
Таким образом, дети учатся быстро и без особых усилий запоминать стихотворный
текст и рассказывать его с опорой на картинки — иллюстрации, что обеспечивает
осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.
Опыт работы подтверждает, что заучивание стихов методом иллюстраций, с помощью
зрительных опор, позволяет поддерживать у детей интерес к авторским стихам даже при
их многократном повторении. Такая работа со стихами активно развивает понимание
текста детьми, что является важнейшим условием хорошего осмысленного запоминания,
совершенствования долговременной памяти, повышает эффективность заучивания стихов:
значительно сокращается время заучивания, облегчается его процесс, увеличивается
длительность запоминания стихов, т.е. качество кратко- и долговременной памяти. Вместе
с тем у детей развиваются ассоциативное мышление, способности к замещению,
активизируется речь в целом: пассивный словарь переходит в разряд активного, побуждая
к самостоятельному воспроизведению стихотворения, обогащается словарный запас.
Кроме того, зрительные опоры в виде картинок — иллюстраций позволяют сократить
энергетические и временные затраты со стороны детей, педагогов и родителей, оказывая
им существенную помощь в ходе данной работы.
Многолетний опыт работы позволил накопить и систематизировать для детей
старшего дошкольного возраста целую серию великолепных стихов отечественных
поэтов. Для большей эффективности была проведена их классификация и подобран
наглядно-иллюстративный материал, используемый в качестве зрительных опор.
Накопленный материал распределился по возрастным группам: для старшей группы - Г.
Лагздынь «Цыпленок», В. Бардадым «В гости дождик зачастил…», И. Михайлова «Осень
длинной тонкой кистью…», Л. Сорокин «Слышит мишка косолапый…»; для
подготовительной к школе группы - А. Барто «Я у мальчиков спросила…», Я. Аким
«Апрель», Г. Ладонщиков «Приглашение», А. Шибаев «Капризный жучок», С. Коган «Что
бывает выше неба?».
Правила заучивания стихотворений
1. Выбранное стихотворение должно отвечать возрастным особенностям ребенка.
Поэтическое произведение должно нравиться своей музыкальностью, цветистостью
образов, должно приносить эстетическое и моральное удовлетворение, вызывать желание пережить снова и снова чувства, возбуждаемые стихом, желание воссоздавать, слышать
еще раз и т. д.
2. Нужно не спеша, выразительно прочитать ребенку все стихотворение от начала и до
конца. Понимание содержания способствует эффективному запоминанию. Если взрослый
расскажет стихотворение наизусть, то эффект будет большим. Обратите внимание на
первые попытки ребенка воссоздать стихотворение: если появляются искаженные слова,
авторские слова заменяются другими, или какие-то слова ребенок постоянно забывает—
это свидетельствует о том, что он их не понимает. Задача взрослых — доступно их
объяснить.
3. Все дети имеют свои особенности запоминания. Выделяют три основных типа:
аудиалы (те, кто легко запоминают информацию на слух), зоровики (те, кому нужно
увидеть то, что запоминается) и кинестетики (которым нужно пощупать, подержать в
руках объекты информации).
От вида запоминания зависит выбор вспомогательных приемов запоминания. Для
аудиала нужно по-разному эмоционально проговаривать текст (и шепотом, и громко, и
как медведь, и как зайчик и т. д.). Для зоровиков обязательным является увидеть
картинку: или в книге, или нарисованную родителями. Взрослым не нужно бояться, что
они не имеют художественных способностей, сам факт рисования привлекает внимание
ребенка. Кинестетикам помогут разнообразные жесты, которые как опоры будут
напоминать, о чем будет идти речь дальше в стихотворении. Самостоятельно определить,
к какому типу относится ребенок, можно практическим путем, обратив внимание на
способ запоминания, который более всего ему нравится и который в дальнейшем
окажется более эффективным.
Не нужно требовать, чтобы ребенок сразу запомнил и повторил все стихотворение. У
кого-то получается легко запомнить большое по объему произведение, а кому-то нужно
повторять на протяжении недели одно четверостишие. Но если родители будут спокойны
и уверенны, будут ободрять своего ребенка, у них обязательно все получится. Кстати,
вспомните, а вы сами быстро запоминаете?
Нужно периодически возвращаться к изученным ранее произведениям. Таким
образом, вы будете тренировать долговременную память и наполнять поэтический
«сундучок» ребенка.
Некоторые особенности заучивания стихов в разные дошкольные периоды
В младшем дошкольном возрасте (от 3 до 4 лет) легче запоминаются стихотворения,
которые содержат образность, лаконизм, предметность. Малыш быстро запоминает
короткие стихи, в которых преобладают глаголы и существительные, где конкретность и
образность объединяются с динамическими действиями. Как правило, это четверостишия,
в которых описываются знакомые ребенку игрушки и животные. Задача выучить
стихотворение не ставится. Это происходит непроизвольно в процессе многоразового
повторения.
Дома родители могут воспользоваться приемами, которые применяют воспитатели в
детских садах. Взрослый предлагает ребенку повторять строки вместе с ним, а потом
просит его рассказать все стихотворение, подсказывая слова, которые он забыл. Потом
взрослый читает таким образом: он начинает — ребенок заканчивает строку. Запомнить
стихотворение помогает наглядность и его инсценизация (разыгрывание по ролям).
В среднем дошкольном возрасте (от 4 до 5 лет) тематика стихотворений становится
разнообразнее и охватывает разные сферы жизни ребенка (природа, семья, детский садик).
Для заучивания наизусть выбираются стихи, объем которых составляет два
четверостишия. Поскольку изучение стихов происходит с привлечением произвольной
памяти, то важным моментом являются создание мотивации: стихотворение разучивается
для какого-то события (на праздник, чтобы рассказать бабушке и т. д.), а ребенка
предупреждают, что нужно постараться запомнить.
Приемы, помогающие лучшему запоминанию:выполнение игровых действий с предметами во время чтения;
договаривание детьми слов, которые рифмуются;
чтение стихов-диалогов по ролям;
драматизация.
Обратите внимание, что стихотворение заучивается полностью, без деления на
отдельные строки и строфы.
В старшем дошкольном возрасте (от 5 до 6 лет) увеличивается объем стихотворений,
усложняется их содержание и художественные средства. Но, сравнительно с предыдущим
периодом, работа по разучиванию существенно не изменяется.
Для лучшего запоминания можно задавать вопросы по содержанию текста, а отвечать на
вопросы лучше цитатами из этого стихотворения. Особое внимание и в среднем, и в
старшем дошкольном возрасте нужно уделять выразительности чтения.
Для этого можно использовать такие приемы:
образец выразительного чтения взрослого (как основной прием);
подсказывание нужной интонации;
напоминание случая из жизни ребенка, похожего на описанный в стихотворении, чтобы
правильно воссоздать чувства;
анализ характера персонажей, который помогает выбрать нужную интонацию. (Какая
лисичка? (Хитрая) Как она говорит? (Льстиво, уговаривая))
Другие методы заучивания стихов:
Визуальный
Этот метод часто путают с простым показом книжных иллюстраций. Однако это не
одно и тоже. Иллюстрация нужна абсолютно всем детям, так как дошкольникам присуще
наглядно-образное мышление. А картинный план, который появляется на глазах у ребенка
одновременно с чтением стихотворения, особенно необходим тем, у кого ведущей
является зрительная память. Итак, после предварительной работы, о которой говорилось
выше, после рассмотрения иллюстраций к стихотворению, вы даете малышу установку на
запоминание. «Сейчас мы будем учить это стихотворение наизусть. Ты будешь
запоминать, а я - тебе помогать». Если вы хорошо рисуете, то можете построчно читать
стихотворение и на глазах ребенка изображать то, о чем говорится, отделяя на рисунке
каждую строчку-картинку вертикальной чертой. Ваши изобразительные способности, в
общем-то, не так уж и важны. Опыт показывает, что ребенка устраивает даже самое
схематичное изображение содержания, и на продуктивность запоминания ваши каляки-
маляки особенно не влияют. Главное - принцип. Затем, по вашему «картинному плану»
чадо несколько раз воспроизводит стихотворение. Через некоторое время опора
убирается. Можно конечно использовать и готовые картинки. Но довольно трудно
подобрать их так, чтобы они построчно соответствовали содержанию.
Двигательный
Опять же, после проведения предварительной работы, вы даете ребенку установку на
запоминание. Затем предлагаете ему взять большую толстую нитку и «смотать из
стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за
строчкой на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и
разматываем, а потом снова наматываем. Затем мы прячем ручки вместе с клубочком за
спинку и «наматываем понарошку». Тут основной принцип в том, что ребенку-
кинестетику (то есть такому, которому нужно не только посмотреть, но и потрогать), мы
даем необходимую для запоминания опору - подкрепляем запоминание двигательным
актом. Как вариант этого метода вы можете предложить малышу класть в блюдо шарики.
Строчка-шарик, а затем вынимать по одному и снова класть. Или нанизывать пирамидку,
бусы.
Слуховой
Это самый распространенный метод. Его обычно используют в детских садах. Вы
говорите ребенку, что сейчас вместе будете учить стихотворение наизусть. Пусть он включит в головке магнитофончик, который будет записывать, а потом воспроизводить
стихотворение. Сначала он послушает вас. Потом вы повторите этот отрывок вместе.
Потом он один повторит, а за ним снова вы. Здесь обязательно нужно обратить внимание
на то, что в данном методе вы опираетесь не на строчку, как в двух предыдущих, а на
сочетание двух или четырех строк объединенных рифмой. Идет слухоречевая опора на
рифму. Этот метод является оптимальным для детей с одноименным ведущим типом
памяти. Таким ребятам два вышеописанных способа заучивания не только не помогают,
но порой даже мешают запоминать стихотворение. Так, разучивается каждый куплет, а
потом читается все стихотворение целиком.
Логический
Не у многих дошколят ведущая - логическая память, но есть и такие. Для них
предлагается следующий метод. После предварительной работы, вы читаете первые
строки произведения, а потом останавливаетесь и предлагаете малышу своими словами
рассказать, что было дальше, как он запомнил. С того места, на котором он остановился,
снова читаете строку произведения, а потом снова предлагаете рассказать, что было
дальше. Вы побуждаете ребенка опираться на смысловые связи. Во второй раз, после
вашего прочтения четверостишия, пусть он вспомнит, как точно автор говорит, какими
словами, об этом явлении или событии.
Постепенно увеличиваем объем заучиваемого материала.
Метод позволяет сделать процесс заучивания легким и непринужденным. Каждый раз
должен заучиваться такой объем информации, который можно запомнить чуть ли не «с
первого предъявления». Начинать нужно всегда с прочтения стихотворения - от начала до
конца. Затем заучивается первая строка: взрослый ее читает и просит ребенка повторить
(строчку из 4-5 слов несложно повторить даже пятилетнему малышу). Желательно
повторить несколько раз подряд, затем сделать небольшую паузу и повторить еще раз.
При выполнении повторов предложите малышу делать их каждый раз по-новому: с новой
интонацией, с акцентом на другом слове, с другим эмоциональным фоном (весело,
спокойно, восторженно, грустно и т. д.). Для запоминания это важно, и хорошо, если бы
взрослый показал малышу, как это делается. Далее взрослый читает вторую строку и
просит сделать то же самое. После паузы просите малыша повторить обе строки - первую
и вторую, они также повторяются несколько раз. Затем читается следующая строка и т. д.
Лучше овладевать этим способом на стихотворениях, состоящих из четырех строк. В этом
случае ребенок «обречен» на успех, ему понравится способ запоминания, и он не побоится
взяться за более «твердый орешек».
Пересказываем стихи своими словами.
Читается все стихотворение, и ребенок рассказывает, о чем в нем говорится, кто
действующие лица, что они делают, как выглядят. Можно помочь малышу наводящими
вопросами. Цель «пересказа» в том, чтобы ребенок как можно глубже проник в смысл
того, о чем говорится в стихотворении, установил различные смысловые связи между
элементами текста. Такая смысловая обработка материала тоже значительно облегчает его
последующее запоминание.
Желательно обучить ребенка всем трем методам, чтобы в дальнейшем он мог
использовать их одновременно. Лучше соблюдать такую последовательность: сначала
читается все стихотворение, потом оно «пересказывается» и только после этого
заучивается по строкам с параллельным «переводом» текстовой информации в образцу.
Логопедический интернет-портал Logirina.ru
Персональный сайт учителя-логопеда Приходько Ирины Викторовны
На сайте Logirina.ru Вы сможете найти необходимую информацию о развитии речи, нарушениях речи ,а также рекомендации и методический материал по коррекции речевых нарушений.
Логопед в Кожухово, Косино-Ухтомском, Некрасовка
Как правило, родителей будущего первоклассника волнует множество вопросов: сможе
В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания
По мнению психологов и физиологов, формирование письменных навыков начинается зн