Пальчиковая гимнастика
Игры и упражнения для развития и укрепления мелкой моторики пальцев рук
Уже давно установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Если координация движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.
Доказано, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.
Поэтому так полезно выполнять следующие упражнения:
- Собирать мозаики, конструкторы, пазлы;
- Перебирать крупы;
- Раскрашивать раскраски цветными карандашами;
- Штриховать, обводить по контуру, трафареты;
- Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);
- Плести из бисера;
- Лепить из пластилина, пластика, теста;
- Играть с глиной, мокрым песком;
- Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель);
- Бросать и ловить летающие тарелочки;
- Выкладывать рисунки из камней, пуговиц, шишек, спичек, круп;
- Собирать, перебирать ягоды;
- Маленьких детишек учить навыкам самообслуживания (одеваться – раздеваться, расстегивать – застегивать пуговицы, молнии, завязывать шнурки) и т.д.
Как вариант, можно использовать упражнения ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ.
Упражнения 1-го комплекса:
- Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь — вместе).
- Ладошка — кулачок — ребро (на счет «раз-два-три»).
- Пальчики здороваются (на счет «раз-два-три-четыре-пять») соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т. д.
- Человечек (указательный и средний пальцы правой, потом левой руки бегают по столу).
- Дети бегают на перегонки (движения как в 4-м упражнении, но выполняют обе руки одновременно)
Упражнения 2-го комплекса.
- Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой).
- Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).
- Очки (образовать 2 кружка из больших и указательных пальцев обеих рук, соединить их).
- Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить).
- Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).
Упражнения 3-го комплекса.
- Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе).
- Птички (поочередно большой палец соединять с остальными).
- Гнездо (соединить руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты).
- Цветок (то же, но пальцы разъединить).
- Корни растения (прижать руки тыльной стороной друг к другу, пальцы опустить вниз).
Упражнения 4-го комплекса.
- Пчела (вращать вокруг вначале указательный палец правой руки, затем левой).
- Пчелы (то же упражнение, только выполняется двумя руками).
- Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их).
- Солнечные лучи (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы).
- Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх).
Упражнения 5-го комплекса
- Замок (на счет «раз» ладони вместе, на счет «два» — пальцы соединяются в замок).
- Лиса и заяц (лиса «крадется» — все пальцы медленно «шагают» по столу вперед, заяц «убегает» перебирая пальцами, быстро двигаясь назад).
- Паук (пальцы согнуты и медленно передвигаются по столу).
- Бабочка (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе — бабочка крылышками машет).
- Счет до четырех (большой палец поочередно соединяется со всеми остальными).
Упражнения 6-го комплекса.
- Двое разговаривают (согнуть обе руки в кулак, большие пальцы вытянуты вверх, приблизить их к друг другу).
- Стол (правую руку сжать в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку).
- Кресло (правую руку сжать в кулак, а левую прислонить к ней вертикально).
- Ворота (соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы то поднимать вверх, то опускать вниз).
- Мост (поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук).
Упражнение 7-го комплекса.
- Ромашка (соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны).
- Тюльпан (полусогнутые пальцы обеих рук соединить, образуя чашечку цветка).
- Сжимание и разжимание кистей рук на счет «раз-два».
Упражнение 8-го комплекса.
- Улитка с усиками (положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их).
- Раковина улитки (правая рука на столе, левую положить сверху).
- Ежик (ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх).
- Кот (средний и безымянный пальцы правой руки прижать к ладони большим пальцем, указательный и мизинец слегка согнуть, поднять руку вверх).
- Волк (соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять вверх).
Упражнения 9-го комплекса.
- Птички летят (пальцами обеих рук производить движения вверх — вниз).
- Птички клюют (большой палец поочередно соединять с остальными пальцами).
- Гнездо (пальцы обеих рук округлить и соединить в форме чаши).
Здесь дано девять комплексов упражнений, но это не значит, что вы должны их делать все сразу. Выберите какой-либо один, самый простой, который больше подходит вашему ребенку и сделайте его как игру. Постепенно усложняйте упражнения, а некоторые хорошо делать вечером, когда отбрасывается тень на стенку, детям это очень нравится, что только они ни видят на стенке.