"Пропала речь после инсульта"
Афазия— полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.
Причинами возникновения афазий являются нарушения мозгового кровообращения, ишемии, черепно-мозговые травмы, опухоли, инсульты, тромбоэмболии, инфекционные заболевания головного мозга. В результате поражения коры головного мозга (различных его участков) происходит распад уже имеющейся речи. Поэтому афазией является нарушение речи, возникшее после 3-х летнего возраста.
Типы афазий
Эфферентная моторная афазия возникает при поражении нижних отделов премоторной коры левого полушария мозга (двигательный речевой центр (центр Брока)). Передних ветвей левой средней мозговой артерии. Она вызывает распад грамматики высказывания и трудность переключения с одного слова (или слога) на другое вследствие инертности речевых стереотипов, приводящих к звуковым, слоговым и лексическим перестановкам и повторам – это следствие невозможности своевременного переключения с одного артикуляционного уклада на другой. Э-М. Афазия сопровождается, как правило, кинетической апраксией – трудности усвоения и воспроизведения двигательной программы.
Динамическая афазия возникает при поражении заднелобных отделов левого полушария – блока активации, регуляции и планирования речевой деятельности. Проявляется в трудности, а иногда и невозможности активного развертывания высказывания. При Д. Афазии правильно произносятся отдельные звуки, слова, короткие предложения – но нарушено полноценное высказывание, т.е. коммуникативная функция речи. Нарушается как производство, так и понимание речевого высказывания.
Афферентная моторная афазия. Возникает при поражении вторичных зон постцентральных и нижнетеменных отделов коры головного мозга, расположенных сзади от центральной (Роландовой) борозды. Для таких больных характерно нарушение выбора звука. Механизмом является нарушение кинестетический ощущений. Ведущий дефект — невозможность найти точные артикуляционные позы и уклады для произнесения слова. Существует два варианта А. М. Афазии. При первом варианте выраженная апраксия артикуляционного аппарата может привести к полному отсутствию спонтанной речи. Второй вариант («проводниковая афазия») отличается значительной сохранностью ситуативной клишеобразной речи при грубом распаде повторения, называния и других произвольных видов речи.
Сенсорная афазия. Акустико-гностическая сенсорная Афазия возникает при поражении задней трети верхней височной извилины левого полушария В её основе лежит нарушение фонематического слуха, различение звукового состава слов. При акустико-гностической афазии наблюдается утрата способности понимания звуковой стороны речи.Сенсорная афазия (aphasia sensoria), или словесная «глухота», — речевая агнозия. Характеризуется полной или частичной утратой понимания обращенной речи при сохранности слуха. Больной слышит речь, но не понимает смысла слов. Он воспринимает звуки речи как нечленораздельные шумы, не дифференцирует на слух сходные по звучанию фонемы. В тяжелых случаях понимание речи отсутствует полностью. При сенсорной А. часто наблюдается недостаточность и моторной речи в виде нарушений структуры слов, их повторений, наличия парафазий. Характерны повышенная речевая активность с отчуждением смысла слов и нарушением контроля над собственной речью, бессмысленный словесный поток — логорея. При сенсорной А. обычно страдает чтение и письмо (пропуски, перестановка слов и слогов, грубые искажения смысла слов). При распространении очага поражения на теменную область левого полушария (у правшей) сенсорная А. сопровождается синдромом акалькулии — нарушением способности счета.
Акустико-мнестическая афазия возникает при поражении средних и задних отделов височной области. В основе нарушения лежит снижение слухоречевой памяти, которое вызвано повышенной тормозимостью слуховых следов. При восприятии каждого нового слова и его осознании больной утрачивает предыдущее слово. Это нарушение проявляется также при повторении серий слогов и слов. Снижение объема слухоречевой памяти приводит к трудностям понимания длинных многосложных высказываний, состоящих из 5-7 слов. В отличие от других форм афазии нарушение слухоречевой памяти является основным дефектом при А.-М. Афазии при сохранном фонематическом слухе и сохранной артикуляторной стороне речи. Вторым вариантом является Оптико-мнестическая Афазия, при которой нарушается зрительная память, ослабляются и обедняются зрительные представления о предмете, с трудом соотносятся воспринятые на слух слова с их зрительными представлениями. При А.-М. Афазии экспрессивная речь характеризуется трудностями подбора слов, необходимых для организации высказывания.
Семантическая афазия возникает при поражении теменно-затылочной области доминантного полушария. В основесемантической афазии лежат дефекты симультанного анализа и синтеза речи, одновременного схватывания информации. Ведущим дефектом для этой формы является нарушение понимания сложных логико-грамматических структур, особенно выражающих пространственные отношения (спереди, сзади, слева, справа и т.д.). Эти нарушения сочетаются с забыванием слов, однако подсказка первого звука или слога помогает воспроизведению всего слова. При семантической афазии наблюдаются специфические амнестические трудности при поисках нужного слова или произвольном назывании предмета, когда больные вместо названия предмета дают описание функций и качеств этого предмета синтагматическими средствами, т.е. заменяют одно слово не другим словом, а целой фразой – «Это то, чем пишут».
Амнестическая афазия — словесная амнезия, или «потеря памяти слов». Проявляется нарушением способности называть предметы при сохранности способности их охарактеризовать. При подсказывании начального слога или звука больной вспоминает нужное слово. Подобные нарушения наблюдаются и в письменной речи. При амнестической А. грамматическая структура фраз и понимание устной и письменной речи остаются сохранными. Амнестическая А. возникает при поражении нижних и задних отделов теменной и височной областей коры левого полушария головного мозга (у правшей).
Тотальная афазия (aphasia totalis) — полная потеря способности говорить и понимать обращенную речь. Возникает при обширных повреждениях доминантного полушария головного мозга с поражением моторных и сенсорных корковых зон речи. Динамика восстановления нарушенных речевых функций зависит от места и очага поражения, от формы афазии, сроков начала восстановительного обучения и преморбидного состояния больного.
Коррекционно-педагогическая работа начинается с первых недель и дней с момента инсульта или травмы по разрешению врача и под его контролем. Раннее начало занятий предотвращает фиксацию патологических симптомов и направляет восстановление по наиболее целесообразному пути. Восстановление психических функций достигается при длительных логопедических занятиях.
При афазии проводятся индивидуальные и групповые логопедические занятия. Индивидуальная форма работы считается основной, так как именно она обеспечивает максимальный учет речевых особенностей больного, тесный личный контакт с ним, а также большую возможность психотерапевтического воздействия. Длительность каждого занятия на раннем этапе после инсульта в среднем от 10 до 15 минут 2 раза в день, на поздних этапах – 30-40 минут не реже 3 раз в неделю.
Логопедический интернет-портал Logirina.ru
Персональный сайт учителя-логопеда Приходько Ирины Викторовны
На сайте Logirina.ru Вы сможете найти необходимую информацию о развитии речи, нарушениях речи ,а также рекомендации и методический материал по коррекции речевых нарушений.
Логопед в Кожухово, Косино-Ухтомском, Некрасовка
Как правило, родителей будущего первоклассника волнует множество вопросов: сможе
В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания
По мнению психологов и физиологов, формирование письменных навыков начинается зн