• Главная
  • О сайте
  • Контакты
  • Достижения
  • Отзывы
  • Методическая копилка
    • Скоро в школу
    • Подготовка руки к письму
    • Профилактика речевых нарушений
    • План коррекционной работы
    • Пальчиковая гимнастика
    • Мой ребенок зачислен в логопедический пункт
    • Методы заучивания стихотворений
    • Мать и дитя
    • Медицинская и педагогическая помощь
    • Логопедические игры
    • Как тренировать дикцию?
    • Задания на лето
    • Дыхательная гимнастика
    • Виды неправильного произношения 2
    • Виды неправильного произношения
    • Ваш ребенок левша
    • Артикуляционная гимнастика
  • Словарь
    • Алалия
    • Афазия
    • Баттаризм
    • Брадилалия
    • Дислалия
    • Дизартрия

Дизартрия

«Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной  и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем». («Логопедия» под ред. Волковой Л.С.)

Дизартрия проявляется нарушением звукопроизношения, темпа, ритма речи, интонации, тембра голоса, речевого дыхания.

Как известно, человек говорит не языком (точнее, не только языком), а головой (точнее, головным мозгом). Головной мозг, как центр управления, должен быть связан с исполнителями (язык, губы, щеки, нёбо, нижняя челюсть, глотка, гортань, диафрагма) с помощью «проводов»  - проводящих путей (нервов). При дизартрии нарушается работа именно этих проводящих путей на разных уровнях: от самой коры до иннервируемых мышц.

Классификация дизартрии.

В зависимости от места поражения различают следующие виды Дизартрии: бульбарную, псевдобульбарную, экстрапирамидную, мозжечковую и корковую. Каждый вид имеет свои особенности, как в симптоматике, так и в лечении.

В зависимости от степени тяжести проявления речевых нарушений различают 4 степени: самая легкая 1 степень, т.н. «стертая форма дизартрии» – нарушения звукопроизношения выглядят, как обычная дислалия, и отличить их может только логопед, проведя специальные функциональные пробы; при 2 степени окружающие замечают нарушения речи ребенка и характеризуют их как «каша во рту»; при 3 степени посторонние люди уже не могут понять ребенка, его понимают только близкие; 4 степень, самая тяжелая, имеет название «анартрия», при ней речь практически отсутствует.

Дизартрия часто сопровождает ДЦП, т.к. причины и механизм один и тот же.

А вот дизартрия  со снижением интеллекта прямой зависимости не имеют. Они могут совпасть как два самостоятельных заболевания, снижение интеллекта может быть вторичным, при тяжелых степенях дизартрии, поскольку в этом случае страдают все стороны речи (лексика, грамматика, связная речь). Но изначально при дизартрии интеллект сохранен.

Причины: воздействие «различных неблагоприятных внешних факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения. Среди причин важное значение имеют асфиксия и родовая травма, поражение неравной системы при гемолитической болезни, инфекционные заболевания нервной системы, черепно-мозговые травмы, реже – нарушения мозгового кровообращения, опухоль головного мозга, пороки развития нервной системы, например, врожденная аплазия ядер черепно-мозговых нервов (синдром Мёбиуса), а также наследственные болезни нервной и нервно-мышечной систем». («Логопедия» под ред. Волковой Л.С.)

Лечение и прогноз. При дизартрии требуется ранняя, длительная и систематическая логопедическая работа. Результативность логопедической работы  зависит от тесной взаимосвязи логопеда с невропатологом, который назначает медикаментозное лечение. При серьезных двигательных нарушениях, обусловленных нарушением мышечного тонуса, необходима помощь физиотерапевта: лечебная физкультура, массаж, гимнастики.

Логопедическую работу необходимо начинать как можно раньше и проводить систематически.

Дизартрию необходимо отграничивать от других речевых нарушений.

Стертая форма дизартрии внешне выглядит как дислалия, но в лечении есть свои особенности. Отличить эти нарушения, кроме данных анамнеза и данных неврологического обследования (которое не всегда выявляет признаки органического поражения ЦНС), позволяет проведение функциональных проб в ходе обследования (если не на первичном осмотре, то в процессе динамического обследования).

Более тяжелые формы дизартрии следует отличать от алалии. Дело в том, что, несмотря на сходство внешних проявлений (отсутствие речи), два этих речевых нарушения радикально отличаются друг от друга по своей сути, и лечение должно быть совершенно разным

При моторной (экспрессивной ) алалии работа строится на формировании языковых моделей у ребенка (т.е. по сути вербального проявления мыслительных функций), а при дизартрии смысл коррекционной работы состоит в формировании произносительных навыков.

Помимо этого возможно сочетание нескольких диагнозов.

Давайте представим нашу речь как своеобразный круговой процесс. 

Центр Брока (ударение на последнем слоге) — участок коры головного мозга отвечающий за производство и управление речью.

Центр Вернике — участок коры головного мозга, который распознает собственную речь и речь других людей.

Ассоциативный центр — его местонахождение неизвестно. Но именно в нем строятся фразы и предложения. От него зависит то, что «изречет» центр Брока и «услышит» центр Вернике.

Итак, поражение корковых центров проявляется в нарушении координации и спастичности (перенапряженности), а поражение периферических — в мышечной слабости и атрофии.

Сайт logirina.ru

Логопедический интернет-портал Logirina.ru

Персональный сайт учителя-логопеда Приходько Ирины Викторовны

На сайте Logirina.ru Вы сможете найти необходимую информацию о развитии речи, нарушениях речи ,а также рекомендации и методический материал по коррекции речевых нарушений.

Логопед в Кожухово, Косино-Ухтомском, Некрасовка

 

Последние новости

Скоро в школу

Как правило, родителей будущего первоклассника волнует множество вопросов: сможе

Профилактика речевых нарушений

  В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания

Подготовка руки к письму

По мнению психологов и физиологов, формирование письменных навыков начинается зн

Контакты

www.logirina.ru
город Москва
Святоозерская 34
  • (903) 777 15 36
  • logirina.ru@mail.ru
  • Просмотр на Google Map
 

Группа в VK

VK
Extension Joomla

Top | + | - | reset | RTL | LTR
Copyright © Medicus 2025 All rights reserved. Custom Design by Youjoomla.com
YJSimpleGrid Joomla! Templates Framework official website
Дизартрия