«Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем». («Логопедия» под ред. Волковой Л.С.)
Дизартрия проявляется нарушением звукопроизношения, темпа, ритма речи, интонации, тембра голоса, речевого дыхания.
Как известно, человек говорит не языком (точнее, не только языком), а головой (точнее, головным мозгом). Головной мозг, как центр управления, должен быть связан с исполнителями (язык, губы, щеки, нёбо, нижняя челюсть, глотка, гортань, диафрагма) с помощью «проводов» - проводящих путей (нервов). При дизартрии нарушается работа именно этих проводящих путей на разных уровнях: от самой коры до иннервируемых мышц.
Классификация дизартрии.
В зависимости от места поражения различают следующие виды Дизартрии: бульбарную, псевдобульбарную, экстрапирамидную, мозжечковую и корковую. Каждый вид имеет свои особенности, как в симптоматике, так и в лечении.
В зависимости от степени тяжести проявления речевых нарушений различают 4 степени: самая легкая 1 степень, т.н. «стертая форма дизартрии» – нарушения звукопроизношения выглядят, как обычная дислалия, и отличить их может только логопед, проведя специальные функциональные пробы; при 2 степени окружающие замечают нарушения речи ребенка и характеризуют их как «каша во рту»; при 3 степени посторонние люди уже не могут понять ребенка, его понимают только близкие; 4 степень, самая тяжелая, имеет название «анартрия», при ней речь практически отсутствует.
Дизартрия часто сопровождает ДЦП, т.к. причины и механизм один и тот же.
А вот дизартрия со снижением интеллекта прямой зависимости не имеют. Они могут совпасть как два самостоятельных заболевания, снижение интеллекта может быть вторичным, при тяжелых степенях дизартрии, поскольку в этом случае страдают все стороны речи (лексика, грамматика, связная речь). Но изначально при дизартрии интеллект сохранен.
Причины: воздействие «различных неблагоприятных внешних факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения. Среди причин важное значение имеют асфиксия и родовая травма, поражение неравной системы при гемолитической болезни, инфекционные заболевания нервной системы, черепно-мозговые травмы, реже – нарушения мозгового кровообращения, опухоль головного мозга, пороки развития нервной системы, например, врожденная аплазия ядер черепно-мозговых нервов (синдром Мёбиуса), а также наследственные болезни нервной и нервно-мышечной систем». («Логопедия» под ред. Волковой Л.С.)
Лечение и прогноз. При дизартрии требуется ранняя, длительная и систематическая логопедическая работа. Результативность логопедической работы зависит от тесной взаимосвязи логопеда с невропатологом, который назначает медикаментозное лечение. При серьезных двигательных нарушениях, обусловленных нарушением мышечного тонуса, необходима помощь физиотерапевта: лечебная физкультура, массаж, гимнастики.
Логопедическую работу необходимо начинать как можно раньше и проводить систематически.
Дизартрию необходимо отграничивать от других речевых нарушений.
Стертая форма дизартрии внешне выглядит как дислалия, но в лечении есть свои особенности. Отличить эти нарушения, кроме данных анамнеза и данных неврологического обследования (которое не всегда выявляет признаки органического поражения ЦНС), позволяет проведение функциональных проб в ходе обследования (если не на первичном осмотре, то в процессе динамического обследования).
Более тяжелые формы дизартрии следует отличать от алалии. Дело в том, что, несмотря на сходство внешних проявлений (отсутствие речи), два этих речевых нарушения радикально отличаются друг от друга по своей сути, и лечение должно быть совершенно разным
При моторной (экспрессивной ) алалии работа строится на формировании языковых моделей у ребенка (т.е. по сути вербального проявления мыслительных функций), а при дизартрии смысл коррекционной работы состоит в формировании произносительных навыков.
Помимо этого возможно сочетание нескольких диагнозов.
Давайте представим нашу речь как своеобразный круговой процесс.
Центр Брока (ударение на последнем слоге) — участок коры головного мозга отвечающий за производство и управление речью.
Центр Вернике — участок коры головного мозга, который распознает собственную речь и речь других людей.
Ассоциативный центр — его местонахождение неизвестно. Но именно в нем строятся фразы и предложения. От него зависит то, что «изречет» центр Брока и «услышит» центр Вернике.
Итак, поражение корковых центров проявляется в нарушении координации и спастичности (перенапряженности), а поражение периферических — в мышечной слабости и атрофии.
Логопедический интернет-портал Logirina.ru
Персональный сайт учителя-логопеда Приходько Ирины Викторовны
На сайте Logirina.ru Вы сможете найти необходимую информацию о развитии речи, нарушениях речи ,а также рекомендации и методический материал по коррекции речевых нарушений.
Логопед в Кожухово, Косино-Ухтомском, Некрасовка
Как правило, родителей будущего первоклассника волнует множество вопросов: сможе
В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания
По мнению психологов и физиологов, формирование письменных навыков начинается зн