• Главная
  • О сайте
  • Контакты
  • Достижения
  • Отзывы
  • Методическая копилка
    • Скоро в школу
    • Подготовка руки к письму
    • Профилактика речевых нарушений
    • План коррекционной работы
    • Пальчиковая гимнастика
    • Мой ребенок зачислен в логопедический пункт
    • Методы заучивания стихотворений
    • Мать и дитя
    • Медицинская и педагогическая помощь
    • Логопедические игры
    • Как тренировать дикцию?
    • Задания на лето
    • Дыхательная гимнастика
    • Виды неправильного произношения 2
    • Виды неправильного произношения
    • Ваш ребенок левша
    • Артикуляционная гимнастика
  • Словарь
    • Алалия
    • Афазия
    • Баттаризм
    • Брадилалия
    • Дислалия
    • Дизартрия

Мой ребенок зачислен в логопедический пункт

Мой ребенок зачислен в логопедический пункт

Мой ребенок зачислен в логопедический пункт 

 


Цель: познакомить  родителей с целями и задачами коррекционной работы с детьми в условиях логопункта; дать представление об алгоритме выполнения домашнего задания.

Оборудование: пособия по развитию речевого дыхания, мелкой моторики кистей рук; дидактические игры  и упражнения на развитие фонематического слуха  грамматического строя речи; логопедические альбомы, тетради, книги.

Что такое логопункт?

В настоящее время во многих дошкольных учреждениях функционируют логопункты,  такой логопункт есть и в нашем детском саду.   Должность учителя-логопеда вводится в штатное  расписание государственных образовательных учреждений с целью создания равных стартовых возможностей в начале обучения детей в школе, в связи с наблюдающимся в последнее время снижением уровня речевого развития детей дошкольного возраста. Работа учителя-логопеда строится с учётом внутреннего расписания дошкольного образовательного учреждения.  График работы и расписание  занятий утверждается заведующей дошкольным образовательным учреждением. Список  детей на оказание логопедической помощи детям утверждается заведующим ДОУ, руководителем ОПМПК. 

Целью работы логопункта  в дошкольном образовательном учреждении является оказание необходимой логопедической помощи детям в возрасте от 5 до 7 лет.

Основными задачами и должностными обязанностями учителя-логопеда в логопункте являются:

·         формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи;

·         коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения;

·         своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития;

·         привитие детям навыков коммуникативного общения;

·         решение задач социального и речевого развития.

В начале учебного года работа учителя-логопеда начинается с обследования состояния речи детей старшего возраста, остальные дети, достигшие 4-х летнего возраста, обследуются в течение года. Общее количество детей для логопедической работы в течение года  на ставку учителя-логопеда в детском саду составляет 25 человек. В первую очередь в список включаются  дети  шестилетнего возраста, выпускаемые в школу. При наличии свободных мест и после освобождения мест в результате логопедической работы с детьми подготовительного возраста, принимаются  дети  пятилетнего возраста.

Основной формой организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные занятия. Занятия  кратковременные (20 мин.), 2-3 раза в неделю. Продолжительность занятий  не превышает  время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей,  в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях.

В настоящее время нет коррекционной программы для логопунктов, поэтому опорой в  работе являются классические методики (Т.Б. Филичевой, Г.А. Каше, Г.В. Чиркиной) и владение современными технологиями (Т.А. Ткаченко, О.С. Ушаковой).  Диагностика, коррекция и профилактика должны рассматриваться не только в отношении речевых дефектов ребёнка, но и связанных с ними недостатков развития психических функций.

Для улучшения речевой ситуации в группах,  в работе с воспитателями используются такие формы, как индивидуальные беседы, консультации, практикумы, семинары, анкетирование, обсуждение проблем на педсоветах; оказание практической помощи в планировании работы по развитию речи детей, составлении  наглядных материалов, памяток, советов по подбору речевого материала для праздников. Так как речь является высшей психической функцией человека, то от её недоразвития страдают и другие  психические функции (внимание, память, мышление). На этом этапе работы большое значение играет сотрудничество с педагогом-психологом, который помогает осуществить поставленную задачу. Советы и рекомендации учителя-логопеда  оформляются в виде буклетов, памяток. 
Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно:

·         подготовительный,

·         постановка звука,

·         автоматизация звука и, в случаях замены одного звука другим или смешения их,

·         этап дифференциации.

I. Подготовительный этап. Цель этого этапа – подготовка к правильному восприятию и воспроизведению звука. На этом этапе работа идет одновременно по нескольким направлениям:

– формирование точных движений органов артикуляционного аппарата; 
– формирование направленной воздушной струи; 
– развитие мелкой моторики рук; 
– развитие фонематического слуха; 
– отработка опорных звуков. 

II. Этап постановки звука. Цель этого этапа – добиться правильного звучания изолированного звука. Для того, чтобы отработать произношение изолированного звука нам нужно объединить отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикуляционного аппарата и создать артикуляционную базу данного звука, добавить воздушную струю и голос (если он необходим). К следующему этапу – автоматизации звука переходят только тогда, когда ребенок  может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук (но не звукоподражание).

III. Этап автоматизации звука. Цель данного этапа – добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в обычной. На этом этапе постепенно, последовательно поставленный звук вводится в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка.

VI. Этап дифференциации. Иногда оказывается, что в процессе автоматизации ребенок начинает свободно включать в спонтанную речь поставленный звук. И если он не смешивает его с другим звуком (зачастую с тем, на который заменял его до начала коррекционной работы), то нет необходимости в последующей работе над ним. В логопедической практике часто встречаются случаи, когда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком по его разграничению с другими звуками, то есть дифференциации.

Причины и виды речевых нарушений

Часто при консультировании родители задают вопросы о причинах возникновения речевой патологии. Итак, причиной речевого нарушения могут быть:

·         внутриутробная патология;

·         наследственная предрасположенность, генетические аномалии;

·         неблагоприятные роды и их последствия;

·         заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни;

·         ребенок общается с людьми с нарушениями речи;

·         малыш растет в неблагоприятных социально-бытовых условиях;

·         ребенок перенес стресс или испуг.

На логопедический пункт зачисляются дети с несложными речевыми нарушениями:

·         фонетико-фонематическое недоразвитие речи (у детей с  дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) – ФФНР;

·         нарушение произношения отдельных звуков (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) – ФНР.

·         НВОНР – нерезко выраженное общее недоразвитие речи или ОНР четвертого уровня (у детей с дизартрией или стертой формой дизартрии).

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем у детей с нормальным слухом и интеллектом

У детей, имеющих ФФНР:

·         один и тот же звук может служить заменителем двух или более звуков;

·         сложные звуки заменяются простыми;

·         наблюдается неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах.

При коррекции ФФНР логопедическая работа ведется в следующих направлениях:

·         Формирование произносительных навыков;

·         Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза;

·         Развитие внимания к морфологическому составу слов, изменению слов и сочетаний их в предложении;

·         Воспитание умения правильно составлять простые распространенные и сложные предложения;

·         Развитие связной речи путем работы с рассказом,  пересказом;

·         Развитие словаря путем привлечения внимания к способам словообразования

Нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР) – это речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

НВОНР – это нарушение комбинированное. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на развитие высших психических функций. У детей отмечается неустойчивость внимания, трудности  его распределения, снижение памяти и продуктивности запоминания, отстаёт в развитии словесно-логическое мышление. Без специального обучения дети с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Отмечаются и нарушения в двигательной сфере.

Рекомендации родителям по коррекции НВОНР у ребенка:

·         Систематически заниматься с ребенком по заданиям учителя-логопеда, педагога-психолога;

·         Выполнять назначения невролога;

·         Способствовать развитию двигательной сферы  ребенка;

·         Способствовать развитию мелкой моторики рук;

·         Способствовать всех основных психических процессов посредством детских настольных  игр, лото.

Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. 
Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.

У детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным. В детских садах и школах общего типа могут находиться дети с легкими степенями дизартрии (другие названия: стертая форма, дизартрический компонент).

Обучение ребенка проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции. Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения. Для быстрейшего достижения результатов работа должна проводиться совместно с логопедом, необходимы также консультации врача-психоневролога и специалиста по лечебной физкультуре.

 Не подлежат приёму в логопункт дети с заключением:

·         «общее недоразвитие речи»;

·         «задержка психического развития»;

·         «заикание». 

Поэтому,  родителям детей со сложными нарушениями речи учитель-логопед даёт рекомендации о прохождении ребенком ПМПК, которое решает вопрос о переводе ребёнка в учреждение, где функционируют группы компенсирующего вида, с целью максимального эффекта в работе по коррекции речевых нарушений, чтобы исключить возникновение стойких специфических трудностей при освоении навыков письма и чтения. 

Практика показывает, что для полноценного речевого развития дошкольников необходимо тесное взаимодействие с родителями детей, посещающих детский сад. Труд родителей по преодолению нарушений речи у детей незаменим. 
Для успешного исправления речи детей родителям необходимо:

·         выполнять все рекомендации логопеда;

·         выполнять лечение, назначенное неврологом;

·         обеспечивать регулярное посещение ребенком логопедических занятий;

·         выполнять с ребенком домашние задания (выдаются 1 раз в неделю);

·         осуществлять контроль за речью ребенка.

А если «пустить  на самотек», то у ребенка в школе возникнут проблемы:

·         ошибки на письме и при чтении;

·         снижение самооценки;

·         конфликты с учителями, родителями, одноклассниками.

Как заниматься с ребенком дома

Памятка родителям для организации занятий по заданию логопеда

·         Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях. Время занятий (15-20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала. Желательно сообщать ребенку о том, какие задания он будет выполнять завтра.

·         Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.

·         Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание, даже если ребенок огорчен неудачей. Помощь ребенку должна носить своевременный и разумный характер.

·         Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданиям логопеда; необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку.

·         При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с воспитателем или логопедом.

·         Подберите наглядный или игровой материал, который вам потребуется для занятий. Продумайте, какой материал вы можете изготовить совместно с ребенком.

·         Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий. Вы должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны. Стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.

Как работать со звуком

·         Проговорите звук совместно с ребенком.

·         Выясните, как располагаются губы, зубы, язык при произнесении данного звука.

·         Используете ли вы голос при произнесении этого звука.

·         Вместе с ребенком найдите слова, которые начинаются с данного звука, затем придумайте слова, где этот звук встречается в начале слова, в середине и в конце.

·         Нарисуйте букву, которая обозначает этот звук в тетради, вылепите ее из пластилина, вырежьте из бумаги, сконструируйте из счетных палочек.

·         Нарисуйте предметы, которые начинаются на данный звук.

·         В тетради напишите по образцу букву по клеточкам.

·         Придумайте игры со звуком, над которым работали.

·         Проговорите речевой материал на этот звук.

Артикуляционная гимнастика

Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.
Основная цель артикуляционной гимнастики: укреплять мышцы губ, языка и развивать их подвижность.

Дыхательная гимнастика

Необходимое условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию.

Основные  параметры правильного ротового выдоха:

– выдоху предшествует сильный вдох через нос – "набираем полную грудь воздуха";
– выдох происходит плавно, а не толчками;
– во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
– во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
– выдыхать следует, пока не закончится воздух;
– во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

Упражнения для развития правильного речевого дыхания: «Снежинка», «Свистульки» «Мыльные пузыри», «Осенние листья», «Вертушка», «Одуванчик».

Игры и упражнения для развития фонематического слуха

Звуки речи – это особые сложные образования, присущие только человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. Длительный путь овладения ребенком произносительной системой обусловлен сложностью самого материала – звуков речи, которые он должен научиться воспринимать и воспроизводить.   Если ребенок не научится этого делать, он не сможет отличить одно слово от другого и не сможет узнать его как тождественное.  При восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучаний в ее потоке: фонемы в потоке речи изменчивы. Он слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные компоненты.

Игры, которые  развитию фонематического слуха: игра «Будь внимателен!»,  «Поймай звук»,  «Поймай слово», «Исправь меня».

Игры и упражнения для развития грамматического строя речи

Грамматический строй языка ребенок усваивает в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Из речи окружающих дети заимствуют слова в разных грамматических формах и постепенно начинают самостоятельно пользоваться разнообразными грамматическими средствами. Однако процесс овладения грамматическим строем речи сложный и длительный.

Игры,  которые  необходимо  использовать для развития грамматического строя речи: «Один – много», «Посчитай-ка (от 1 до 5)»,  «Чего не стало?»,  «Измени предложение»,  «Назови ласково».

Список использованной и рекомендуемой литературы:

1.     Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление. М., 2005.

2.     Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. М., 2000.

3.     Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. СПб., 2004.

4.     Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург, 2005.

5.     Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками. М., 2003.

 

 

Сайт logirina.ru

Логопедический интернет-портал Logirina.ru

Персональный сайт учителя-логопеда Приходько Ирины Викторовны

На сайте Logirina.ru Вы сможете найти необходимую информацию о развитии речи, нарушениях речи ,а также рекомендации и методический материал по коррекции речевых нарушений.

Логопед в Кожухово, Косино-Ухтомском, Некрасовка

 

Последние новости

Скоро в школу

Как правило, родителей будущего первоклассника волнует множество вопросов: сможе

Профилактика речевых нарушений

  В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания

Подготовка руки к письму

По мнению психологов и физиологов, формирование письменных навыков начинается зн

Контакты

www.logirina.ru
город Москва
Святоозерская 34
  • (903) 777 15 36
  • logirina.ru@mail.ru
  • Просмотр на Google Map
 

Группа в VK

VK
Extension Joomla

Top | + | - | reset | RTL | LTR
Copyright © Medicus 2025 All rights reserved. Custom Design by Youjoomla.com
YJSimpleGrid Joomla! Templates Framework official website
Мой ребенок зачислен в логопедический пункт