Задания логопеда для родителей на летний период для детей 5-6 лет
Словарная работа
· Закрепить с детьми обобщенные знания и представления по всем пройденным лексическим темам;
· Повторить с детьми слова номинативного, предикативного, адъективного словарей по этим же темам. Кроме этого дети должны владеть словами из словаря наречий, антонимов и синонимов.
· Ребенок должен уметь различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов по их назначению и по вопросам какой? какая? какое?
· Ребенок должен знать слова-признаки, выраженные относительными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами. Притяжательными прилагательными и прилагательными с ласкательным значением.
· Дети должны иметь достаточные знания о словах «наоборот» (слова-антонимы) и о словах «родственниках» (однокоренные слова).
· Дети должны уметь рассказать о понятии слово. Слово состоит из звуков. Слово можно поделить на слоги. Есть слова обозначающие предметы (эти слова отвечают на вопрос кто? или что? т.е. живые и неживые). Дети должны знать графическое изображение слов-предметов, слов-действий и слов-признаков.
Лексико-грамматический строй речи
· Образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах.
· Родительный падеж единственного числа, например: Пар идет изо рта.
· Родительный падеж множественное число, например: Много машин, много мячей. В детском саду много групп, игрушек. Сколько у тебя глаз?
· Дательный падеж единственное число, например: Свисток во рту.
· Дательный падеж множественное число, например: Колеса нужны машинам. Ленты нужны куклам.
· Творительный падеж единственное и множественное число, например: Столкнулись лбами. Подарок лежит под носом. Руки намыливаю мылом. Пойду в магазин за полотенцами.
· Предложный падеж единственное и мн. число, например: Думаю о маме. Воспитатели заботятся о детях.
· Правильно употреблять в речи несклоняемые существительные. Например:Мы с мамой в магазине купили два пальто мне и брату.Мы спустились в метро. У мамы закончился растворимый кофе.
· Образование сложных слов. Например: Пыль сосёт – пылесос. Если у лошади длинные ноги, то она длинноногая. У снегиря красная грудка, значит он красногрудый. Море без берегов – безбрежное море. С удовольствием принимает гостей – гостеприимная. Не двигается – неподвижный.
· Подбор однокоренных слов. Например: куб – кубик, кубики, кубище, кубичек.
· Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ик-, -енок-, -онок-, -ят-, -ат-, -щик-, -щич-, -иц-, -ниц-, -ец-, -иц-, -ц-. Например: Дом – домик, лиса – лисёнок, телёнок – телята,.
· Образование существительных с увеличительными суффиксами. Например: Рука – ручища.
· Согласование количественных числительных с именами существительными в роде, падеже и числе. Например: Одна группа, две группы, пять групп.
· Употребление в речи простых и сложных предлогов. Их дифференциация. Я достал мяч из-под шкафа. Вытащили руку из-за спины. Вынь из кармана расчёску. Положи на полку щётку. Повесь полотенце в шкаф. Шестой этаж находится над пятым этажом. Котенок спрятался под стул.
· Образование относительных прилагательных. Например: Москва – московская площадь, горы – горный район, область – областной центр, день с ветром – ветреный день, руки у папы – папины руки, погода осенью – осенняя погода.
· Образование притяжательных прилагательных. Например: Берлога медведя (чья?) – медвежья, щетка для зубов – зубная щетка, компот из слив – сливовый компот.
· Образование сравнительной степени прилагательных. Например: У лисы мягкий мех, а у зайца еще мягче. Стакан ниже графина (уже, глубже).
· Образование сравнительной степени наречий. Например: Мне летом жарко, а нашему коту еще жарче.
· Образование приставочных глаголов. Например: Пришёл, ушёл, отошёл, подошёл, перешёл, недошёл, сошёл.
· Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида. Например: Убирают игрушки. Убрали игрушки. Дети собирают урожай. Дети собрали урожай.
· Дифференциация глаголов единственного и множественного числа. Туча по небу плывёт. Тучи по небу плывут.
· Связная речь.
· Составление предложений по заданным словам.
· Составление предложений по вопросам.
· Составление предложений по картинке.
· Составление предложений по демонстрации действий.
· Предложения с противопоставительными союзами -а-, — но — .
· Распространение предложений однородными членами (все части речи).
· Составление рассказа о знакомом предмете.
· Сравнение двух предметов (чем отличаются и чем похожи).
· Заучивание стихотворений.
· Составление предложений по набору слов. Составление рассказа из предложений.
· Составление рассказа-описания по картине с изображением пейзажа.
· Пересказ рассказа (текста).
· Придумывание конца рассказа.
· Дополнение рассказа взрослого своими словами, яркими и точными словами.
· Драматизация сценок из личной жизни и по сценариям пьес и стихотворений.
· Слушание рассказа, сказки, повести, с полными, развернутыми ответами на вопросы по тексту.
· Сложносочиненные предложения.
· Сложноподчиненные предложения.
· Объяснение пословиц и фразеологических оборотов.
Фонетика
· Дети должны владеть и объяснять понятие слово и звук речи.
· Дети должны знать понятия гласный звук и согласный звук. Слово состоит из звуков. Звук мы произносим и слышим. Речевые и неречевые шумы. Речевые шумы это звуки, которые мы произносим. Есть гласные звуки и согласные. При произнесении гласных звуков, выдыхаемый воздух не встречает никакой преграды в виде губ, зубов, языка, меняется только степень раскрытия рта. Гласные звук можно громко крикнуть.
· Дети должны знать понятия глухой согласный звук и звонкий согласный звук.
· Выделение заданного гласного и согласного звука в потоке звуков.
· Выделение на слух 1-го гласного звука в слове, сначала в ударной позиции, потом в безударной.
· Анализ и синтез звукосочетаний из двух гласных звуков, типа ау, уа.
· Определение наличия/отсутствия звука в слове, как гласного, так и согласного.
· Подбор слов с заданным гласным звуком в начале слова.
· Определение в словах последнего гласного звука, сначала под ударением, потом в безударной позиции. Например: Кора, весна, окно, кино, плита. Муха, дети, слива, овощи, завтра.
· Выделение гласного звука в односложных словах. Например: Бак, дым, кот, душ.
· Дифференциация гласных звуков.
· Определение в словах первого и последнего согласного звука. NB! Обратите внимание на тo, что некоторые звонкие согласные на конце слова оглушаются.
· Анализ и синтез прямых и обратных слогов. Например: АМ, УМ, МА, МУ.
· Определение наличия/отсутствия согласного звука в слове.
· Подбор слов на заданный согласный звук в начале слова, в середине и в конце.
· Анализ и синтез слов КОТ, ДОМ, БОК, БЫК, ЛАПА, ХАТА.
· Дети должны на слух уметь различать длинные и короткие слова.
· Дети должны уметь делить слова на слоги.
Логопедический интернет-портал Logirina.ru
Персональный сайт учителя-логопеда Приходько Ирины Викторовны
На сайте Logirina.ru Вы сможете найти необходимую информацию о развитии речи, нарушениях речи ,а также рекомендации и методический материал по коррекции речевых нарушений.
Логопед в Кожухово, Косино-Ухтомском, Некрасовка
Как правило, родителей будущего первоклассника волнует множество вопросов: сможе
В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания
По мнению психологов и физиологов, формирование письменных навыков начинается зн