Самыми распространенными нарушениями речи у дошкольников являются различные виды нарушения звукопроизношения (ЗВПР):
-неумение произносить тот или иной звук;
-замена одного звука другим;
-искажения имеющего звука.
У большинства детей ЗВПР к 4-5 годам достигает языковой нормы. Однако в силу индивидуальных, социальных и патологических особенностей развития у некоторых детей возрастные несовершенства звукопроизносительной системы речи не исчезают, а принимают характер стойкого дефекта, называемого дислалией.
Дислалия (от греч. dis – приставка, обозначающая частичное расстройство, и lalio — говорю) – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
В младших группах детского сада мы с вами встречаемся С ФИЗИОЛОГИЧЕСКИМИ (ВОЗРАСТНЫМИ) НАРУШЕНИЯМИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ, которые при нормальных условиях, с улучшением работы речедвигательного и речеслухового анализаторов самостоятельно изживаются.
Однако имеются случаи и патологического нарушения звукопроизношения (т.н. механическая (органическая) дислалия и функциональная), которые обуславливаются различными причинами.
Механическая (органическая) дислалия – это такой вид неправильного ЗВПР, который вызывается органическими дефектами периферического речевого аппарата, его костного и мышечного строения, т.е. может зависеть от нарушения костного и мышечного строения периферического речевого аппарата (включает в себя три отдела — дыхательный отдел (грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей), голосовой отдел (гортань, с находящимися в ней голосовыми складками), артикуляционный отдел (язык, губы, челюсти верхняя и нижняя, твердое и мягкое нёбо, альвеолы).).
Артикуляция состоит в том, что перечисленные органы образуют щели или смычки, образующиеся при приближении или прикосновении языка к нёбу, альвеолам, зубам, а так же при сжатии губ или прижатии их к зубам.
Сравнительно часто причиной механической дислалии является укороченная уздечка языка (подъязычная связка, затруднено её поднятие высоко вверх), кроме того, она может быть обусловлена макроглоссией (слишком большой язык, едва умещающийся во рту, становиться от этого неповоротливым) или микроглоссией.
Дефекты строения челюстей (прогнатия, прогения, открытый, между зубами верхней и нижней челюстей остается промежуток; боковой открытый прикус левосторонний, правосторонний, двусторонний, неправильное строение зубов, это большие расщелины между зубами) – это проблемы врачей-стоматологов и ортодонтов.
Отрицательно сказывается на ЗВПР и неправильное строение нёба (узкое, готическое, плоское – препятствует правильной артикуляции звуков). Толстые губы — малоподвижны, нарушается произнесение губных или губно-зубных звуков.
Функциональная дислалия – нет дефектов артикуляционного аппарата, ее причинами бывают:
-неправильное воспитание ребенка в семье (сюсюканье);
-билингвизм (особенности произношения одного языка ребенок переносит на другой язык);
-педагогическая запущенность;
-недоразвитие фонематического слуха (дифференциация по глухости и звонкости, твердости и мягкости);
-от недостаточной подвижности органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти, неумения быстро переходить от одной арт. позы к другой, неумением удерживать язык в нужном положении.
-снижением общего физического слуха (затруднения в дифференциации шипящих и свистящих звуков, звонких и глухих согласных звуков).
-может быть, и недостаточное развитие когнитивной сферы.
РАЗНОВИДНОСТИ ДИСЛАЛИИ
Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука. Реже нарушаются те звуки, которые не требуют дополнительных движений языка, например м, н, т, п.
Чаще всего нарушается произношение трудных по артикуляции звуков: язычных, например р, л, свистящих (с, з, ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ).
Обычно твердые и мягкие пары согласных нарушаются в одинаковой степени. Если ребенок неправильно произносит звуки с, з, то дефектными будут и их мягкие пары, т.е. с’, з’. Исключение составляют звуки р, л. Мягкие пары этих согласных чаще всего произносятся правильно, так как они более просты по артикуляции, чем их твердые варианты.
Нарушения звукопроизношения проявляются:
-в отсутствии звука или звуков;
-в искажениях;
-в заменах.
Отсутствие звука может выражаться в его выпадении в начале слова («ыба» — рыба), в середине («паоход» — пароход) и в конце («ша» — шар).
Искажение звука выражается в том, что вместо правильного, произносится звук, которого нет в фонетической системе русского языка Например, велярный р, когда вибрирует тонкий край мягкого нёба, или, увулярный р, когда вибрирует маленький язычок, межзубный с, боковой ш, двугубный. л и др.
Звук может заменяться другим звуком, имеющимся в фонетической системе языка.
Замены эти могут быть следующими:
-замена звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по месту артикуляции, например, замена взрывных заднеязычных к и г взрывными переднеязычными т и д («тулак» вместо кулак, «дудок» вместо гудок и т.п.);
-замена звуков, одинаковых по месту артикуляции и различающихся по способу образования, например, фрикативного переднеязычного переднеязычным взрывным т («танки» вместо санки);
-замена звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по участию органов артикуляции, например с губно-зубным ф («фумка» вместо сумка);
-замена звуков, одинаковых по месту и способу образования и различающихся по участию голоса, например звонких звуков глухими («пулка» вместо булка, «субы» вместо зубы);
-замена звуков, одинаковых по способу образования и по активнодействующему органу артикуляции и различающихся по признаку твердости и мягкости, например мягких твердыми и твердых мягкими («ряз» вместо раз, «пула» вместо пила).
По количеству нарушенных звуков дислалия делится на простую и сложную. Если в произношении отмечается до четырех дефектных звуков, — это простая, если пять звуков и более – сложная дислалия.
Если дефект выражается в нарушении произношения звуков одной артикуляционной группы (например, свистящих), — то это мономорфная дислалия. Если же он распространяется на две и более артикуляционные группы (например, ротацизм, сигматизм и ламбдацизм), — это полиморфная дислалия.
В соответствии с характером дефекта произношения, относящегося к определенной группе звуков, выделяются следующие виды дислалии:
Сигматизм – недостатки произношения свистящих (с,с’ , з,з’ , ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ) звуков. Самый распространенный вид нарушений произношения.
Ротацизм – недостатки произношения звуков р и р’.
Ламбдацизм – недостатки произношения звуков л и л’.
Дефекты произношения нёбных звуков:
каппацизм – звуков к и к’.
гаммацизм – звуков г и г’.
хитизм – звуков х и х’.
йотацизм – звука й.
Дефекты озвончения – недостатки произношения звонких согласных звуков, выражающихся в замене звонких согласных звуков парными глухими звуками: б-п, д-т, в-ф, з-с, ж-ш, г-к и т.д.
Дефекты смягчения – недостатки произношения мягких согласных звуков, заключающиеся в основном в замене их парными твердыми, например д’- д, п’- п, к’- к, р’- р и т.д. Исключение составляют только звуки ш, ж, ц не имеющие мягкие мягких пар, и звуки ч, щ, й, которые всегда произносятся всегда мягко и не имеют твердых пар.
Логопедический интернет-портал Logirina.ru
Персональный сайт учителя-логопеда Приходько Ирины Викторовны
На сайте Logirina.ru Вы сможете найти необходимую информацию о развитии речи, нарушениях речи ,а также рекомендации и методический материал по коррекции речевых нарушений.
Логопед в Кожухово, Косино-Ухтомском, Некрасовка
Как правило, родителей будущего первоклассника волнует множество вопросов: сможе
В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания
По мнению психологов и физиологов, формирование письменных навыков начинается зн